Камни Ики – послание невозможной цивилизации
Очень интересен еще один небольшой камень из собрания доктора Кабреры (Фото 64). На нем изображена птица с человеческой головой (подробнее я остановлюсь на этом ниже). Примечательно совмещение в одном персонаже почти всех наиболее распространенных в иконографическом комплексе Ики символов. Во рту существо держит змею, изображенную очень схематично, в лапах – рыбу. В головной убор вписан символ «головы динозавра». Т.е. можно предположить, что приведенные на этом рисунке универсальные символы являются атрибутами этого «существа» - птицы с человеческой головой. И камни с таким изображением достаточно многочисленны в коллекции доктора Кабреры, но ни сам он, ни другие исследователи пока не уделяли им должного внимания.
Вряд ли какое-либо из известных древних обществ обходилось без вооруженных конфликтов и войн. Не является исключением и цивилизация, оставившая после себя литотеку Ики. Следует, однако, заметить, что военная тематика представлена в собрании Кабреры не очень широко, например, тема человека и динозавра отражена здесь гораздо обширнее. Тем не менее, небольшая серия камней дает возможность сделать некоторые наблюдения по данному вопросу.
На одном из камней изображен воин, раненый дротиком в грудь, которого несут на носилках два других воина (Фото 65). Интересно, что в этой лаконичной сцене присутствуют несколько символических изображений: птицы, звезды, а под носилками помещен схематический рисунок растения с «листьями жизни». На другом камне изображена воинская процессия с носилками, на которых верхом на стульчике со спинкой восседает вождь или военачальник (Фото 66). Примечательно, что на этом камне, как и на предыдущем, присутствует та же символика. Над головами процессии помещены две звезды, спинка стула оканчивается головой птицы, за спинкой изображен «лист жизни». Не вызывает сомнений, что набор символов не является случайным и имеет прямое отношение к определенной, в данном случае, военной тематике. Примечательно также, что при всей простоте изображений на обоих камнях тщательно прорисован ступенчатый орнамент на носилках. Не исключено, что подобная детализация некоторых предметов изображения также имела определенное символическое значение.
Изображений непосредственно боевых сцен или столкновений на камнях Ики мало. Для искусства большинства древних народов военная тематика является наиболее популярной и распространенной. Что касается собрания доктора Кабреры, то здесь ситуация иная. Можно вспомнить, каким драматизмом наполнены сцены охоты человека на динозавров, где противники легко отрубают и отгрызают друг другу головы и конечности. Подобных же этому сцен войны не много и они достаточно однотипны по сюжету, который можно было бы определить как преследование врага.
Есть также небольшой ряд изображений, которые можно было бы толковать как сцены военного столкновения. Но они весьма спорны. Так, на одном из камней изображена схватка двух воинов с топорами (Фото IX). Однако между воинами помещен ритуальный сосуд и можно предполагать, что здесь приведена именно культовая сцена. Не менее интересен и другой камень, на котором воин гонится за женщиной, изображенной в головном уборе, и ножом отсекает ей руку (Фото 67). Можно, конечно, было бы предположить, что здесь приведена сцена схватки с американскими «амазонками». Но если не давать волю фантазии, то интерпретация данного изображения может быть неоднозначной. Вполне возможно, что этот рисунок отражает какую-либо культовую или мифологическую сцену. К мифологическому (или историческому) сюжету, вероятно, можно отнести и еще несколько камней. На одном из них изображен воин в сложном головном уборе, увенчанном фигурой птицы (Фото 68). Одной рукой, держащей нож, он поражает врага, в другой – держит уже убитого противника. Враги изображены упрощенно - меньшего размера и без головных уборов. Примечательно то, что центральный персонаж сопровождается символом змеи. Не исключено, что на этих камнях отражены исторические или легендарные события, повествующие о завоеваниях, условно говоря, «змеиного» народа. Ведь неспроста символ змеи занимает столь важное место в иконографическом комплексе камней Ики.
К военной тематике, очевидно, следует отнести и серию камней с изображениями повозок, запряженных лошадью. Как уже указывалось, судя по рисункам, это были боевые колесницы с высокими бортами, которые могли везти одного или двух воинов. Интересно, что колесницы изображены по отдельности, а не в жанровых сценах. Быть может, это были изображения транспорта, принадлежащего другим народам, жившим за пределами американского континента. Если древние художники вырезали на камнях Ики рисунки карт с различными континентами, почему бы им не изображать и другие объекты (людей и их вещи, животных) с других материков?
Что касается набора оружия, использовавшегося представителями этой неизвестной цивилизации, то он был достаточно ограничен и традиционен для большинства древних обществ. В военных действиях они использовали копье или дротик, топор, палицу, нож. Примечательно, что топор в комплексе рисунков на камнях Ики изображался наиболее подробно. Практически всегда можно увидеть ремни, которым сам топор крепится к топорищу, в редких случаях даже изображался рисунок на поверхности топора. Палицы, приведенные на рисунках, имеют традиционную для древних андских культур форму – они сделаны в виде звезды (Фото VII). Такие навершия палиц, выполненные из камня и бронзы, во множестве найдены в захоронениях инков и предшествующих им археологических культур. А вот лук со стрелами является большой редкостью в иконографическом комплексе камней Ики. На отдельных изображениях приведено его использование в качестве охотничьего оружия (Фото 69).
Примечателен также следующий факт. Во многих, до-инкских культурах на территории Анд существовал так называемый культ «головы врага». Впрочем, он был свойственен не только народам андского региона. Этот культ был связан исключительно с воинской доблестью и воинской магией. Его отражение можно встретить на самых различных предметах (керамика, текстиль, каменная скульптура), начиная с рубежа новой эры. Представители культуры наска считаются очень воинственным народом. В их захоронениях было обнаружено значительное количество «трофейных» голов. Благодаря прекрасной сохранности органических материалов сохранились не только сами мумифицированные головы, но часто и веревки, которыми их обматывали для крепления к поясу победителя или для переноски во время праздничных церемоний. Есть отражения культа «головы врага» и на ряде камней из собрания доктора Кабреры (Фото 70). Причем, эти рисунки наглядно демонстрируют именно культовую составляющую данного обычая. Так, на одном из камней запечатлена сцена, на которой два воина отправляют какой-то ритуал над отрезанной головой другого воина. О символическом значении этой сцены свидетельствуют и нанесенные рядом рисунки звезды и птицы.
На одном из камней изображена сцена военного похода (рис.2). Здесь сразу бросаются в глаза несколько загадочных моментов. Прежде всего, вызывает недоумение тот факт, что один из всадников, сидящий на лошади (?) держит в руках меч. Но изображения меча на камнях Ики отсутствуют. Кроме того, в этой сцене изображен воин, летящий на огромной зубатой птице. Некоторые исследователи упоминали о том, что на камнях Ики есть изображения людей, летающих на динозаврах. Мне подобные рисунки не встречались. На данном камне, судя по хвостовому оперению, явно изображена птица, а не летающий ящер. Изображения людей верхом на громадных птицах встречаются в комплексе изображений Ика (рис.3). Но почти все камни с данной тематикой в настоящее время находятся в запаснике Музея аэронавтики в Лиме, посетить который мне не удалось. Поэтому здесь я привожу прорисовки с некоторых камней, сделанные еще в 70-е годы, которые удалось найти в Интернете. Точность прорисовок вызывает определенные сомнения. Возможно, отсюда – изображение меча, вместо, например остроконечного жезла, как на втором рисунке в руке у воина, летящего на птице. Здравый смысл не позволяет предположить, что представители этого древнего общества летали верхом на птицах, это как-то трудно согласуется с физическими представлениями о возможностях таких полетов. Быть может, такие рисунки являются отражением легендарных сюжетов, как и у других народов мира. В пользу такого предположения говорит и то, что на втором рисунке птица, несущая наездника, еще и держит в клюве другого воина. А полет на птицах - это лишь трансформированное за давностью лет воспоминание о летательных аппаратах. Или же восприятие древним художником чужого летательного аппарата. Никого ведь сегодня не удивляет эпитет «стальная птица» по отношению к современному самолету.
О комплексе религиозных верований древних создателей литотеки Ики судить затруднительно, поскольку камней с изображениями ритуальных сцен не так уж и много. Интересно отметить наличие явных черт культа «кошачьего хищника». Этот термин применяется в андской археологии для обозначения различных верований, связанных с обожествленным образом пумы или ягуара. Как и культ «головы врага», культ «кошачьего хищника» является одной из отличительных черт практически всех андских культур до-инкского периода. Очень примечателен один камень из собрания доктора Кабреры, на котором совмещены проявления обоих этих культов (фотоХ). Человекообразная фигура хищника, изображенная традиционно в профиль и имеющая голову пумы, держит в руках отрубленную человеческую голову. Особое внимание следует обратить на присутствие символа змеи, которую кошачий хищник держит в другой руке (лапе). Во рту змеи изображен символ «листа жизни». Совмещение культов «кошачьего хищника» и «головы врага» также является типичным для иконографии древних перуанских культур. И это также может служить подтверждением гипотезы доктора Кабреры о том, что часть камней из его собрания были изготовлены представителями индейских обществ доколумбовой эпохи. Несмотря на небольшое количество таких камней в собрании Кабреры, имеющиеся экземпляры весьма примечательны, особенно той детализацией, с которой выполнены изображения кошачьей морды (Фото 71).
На некоторых камнях изображены культовые (праздничные) церемонии, например, на камне с процессией музыкантов с флейтами (Фото 72). Есть в коллекции доктора Кабреры и другие камни с церемониальными изображениями. Два из них отличаются высоким художественным уровнем гравировки и совершенно однотипным сюжетом изображения. Оба камня имеют также одинаковый серо-бежевый цвет. Коленопреклоненные жрецы в изысканных головных уборах обращаются, вероятно, с молитвой к солнечному диску (фото VII). Эти камни можно смело назвать одними из лучших образцов, представленных в комплексе Ики. Удивляет тщательная детализация изображений, прорисованы мельчайшие детали. Жрецы держат в руках церемониальные жезлы, звездчатые булавы и дротики. Не вызывает сомнения тот факт, что культ Солнца играл ведущую роль в мировоззренческой системе этой цивилизации. Ничего удивительного в этом нет, практически все древние общества можно отнести, условно говоря, к категории солнцепоклонников. На камнях Ики солнечный лик присутствует во многих сценах. Примечательно, что изображался солнечный диск в виде человеческого лица, что присуще не только древним культурам. В музее Кабреры имеется значительное количество небольших камней, на которых солнечный лик изображен отдельно, причем, в различных вариациях (Фото 73).
Вызывает удивление тот факт, что на камнях Ики практически отсутствуют изображения жилищ и других архитектурных сооружений. Ведь подобные мотивы являются типичными для искусства многих древних обществ. Исключение составляет серия камней с выгравированными на них контурами материков (подробнее о них будет сказано ниже). На этих камнях есть символические рисунки жилищ. В большинстве своем они изображают одноэтажные дома с центральным входом и двускатной крышей. Но поскольку рисунки таких жилищ обозначены на разных материках и имеют незначительные вариации, можно с уверенностью сказать, что это именно символы. При этом не представляется возможным предположить, в каких типах зданий жили собственно создатели комплекса камней Ики.