Камни Ики – послание невозможной цивилизации
В свет этого интересно то, что на камнях Ики изображены хвостатые люди, которые, судя по их одежде и головным уборам, занимали высокое положение в этом древнем обществе. Как мы уже видели, уровень медицины в нем был высочайший, и такая операция, как ампутация рудиментарного хвоста, не вызвала бы затруднений у древних медиков. Однако, они этого не делали, из чего можно сделать предположение, что наличие хвоста у человека рассматривалось как особый дар и, возможно, автоматически повышало его социальный статус. С другой стороны, исходя из крупных размеров человеческого хвоста, изображенного на камнях Ики, назвать его рудиментарным было бы слишком скромным поступком.
При этом в собрании Кабреры есть камни изображающие человекообразных существ (Фото 119). Особенности их изображения позволяют полагать, что это не рисунки обезьян, а скорее, изображения «диких людей». Следует отметить, что эта серия рисунков хвостатых людей отличается от предыдущей. Практически во всех случаях четко изображен мужской половой орган. Можно также заметить, что орнамент рисунка, передающего окрас хвоста «дикого человека» не унифицирован и значительно отличается от рисунка хвостов цивилизованных людей. Бесчисленные исторические и современные свидетельства встреч со «снежным человеком» (неважно как его называют в разных частях света) не оставляют сомнения в том, что на протяжении всей известной истории параллельно с нашим биологическим видом существовал и существует другой (другие?) вид человеческих существ. Древние создатели литотеки Ики не преминули изобразить их в своей «энциклопедии» наряду с остальными живыми видами.
В собрании Кабреры есть камень с изображением человекоподобного существа. Оно имеет вытянутое лицо, пару кривых, как у козла, рогов на голове и пару крыльев (Фото 120). Больше всего это существо напоминает дьявола или крылатого демона в том виде, как его трактуют в западноевропейской культуре. Естественно, что такой персонаж, совершенно типичный для европейской мифологии, вызывает недоумение своим присутствием в древностях Нового Света. Конечно, можно было бы отнести этот камень к современным поделкам, которые присутствуют в данной коллекции. Но в музее Кабреры есть другие экспонаты, сходного облика, например, камни с отдельными изображениями рогатой человеческой головы (Фото 121). Камней с рисунками рогатых людей (в отличие от людей хвостатых) в коллекции насчитываются считанные единицы. Но рогатые люди, иногда с типичными «козлиными» бородками, часто встречаются на больших резных столбах, которые во множестве присутствуют в коллекции доктора Кабреры (Фото 122).
Следует отдельно подчеркнуть тот факт, что археологи неоднократно находили костные останки рогатых людей. Наибольшее их число было обнаружено на территории современных США при раскопках земляных маундов, датируемых серединой I-го тыс. н.э. В XIX веке рогатые черепа были найдены в Пеньсильвании, Техасе, штате Нью-Йорк. В 1880 году археологическая экспедиция Американского исследовательского музея (Филадельфия) раскопала погребальный курган в округе Брэдфорд (Пенсильвания), в котором были обнаружены остатки 68 человек, датированные примерно 1200 г.н.э. Скелеты принадлежали людям большого роста – более двух метров, и у некоторых черепов были обнаружены костные выступы в виде небольших рожек в 5 см длиной. Найденные скелеты были отправлены на исследование в музей в Филадельфию, откуда они в скором времени исчезли.
Известны подобные находки и в Европе. Рогатый человеческий череп можно увидеть в экспозиции Лондонского музея (Фото 123). Экспедицией французских археологов на границе древней Фракии и Галлии была обнаружена уникальная находка - череп человека с рогами. Рога на черепе расположены по обеим сторонам над ушными раковинами, имеют вытянутую форму и направлены вверх. Относится череп примерно к V-VI веку нашей эры. Аналогичная уникальная находка была сделана и описана еще в 1924 году археологом Шульманом, но тогда ей не было уделено достаточно серьезного внимания, и ученого просто обвинили в мистификации. Не так давно человеческие черепа с рогами были обнаружены израильской экспедицией в нижнем культурном слое поселения Субейта, датированного эпохой бронзового века.
Впрочем, в мифологии и древнем искусстве на любом континенте мы встречаемся с постоянным присутствием рогатых людей. Многие боги древнейших цивилизаций – Египта, Шумера, Китая, Индии и других - изображались рогатыми. Пещерное искусство Европы, Африки, Австралии, Америки изобилует изображениями рогатых людей. Ученые единодушно считают, что эти рисунки изображают шаманов или воинов в рогатых шлемах и шапках. Действительно, рогатый головной убор также характерен для огромного количества древних культур. Однако, это не отменяет факта существования и самих рогатых людей.
Например, многие историки и писатели Древней Греции писали о существовавшем в их эпоху племени лесных рогатых людей, название которых нам хорошо известно. Речь идет о фавнах. Древнегреческий историк Плутарх подробно описывает случай поимки фавна на территории черноморской греческой колонии Аполлонии. Фавна специально заманили в ловушку и после отправили в Рим, где его неоднократно демонстрировали на пирах и празднествах.
Впрочем, документально подтвержденные сведения о рогатых людях имеются и в современной истории. Так, в XVII веке в графстве Лестершир (Англия) жила женщина по имени Мэри Дейвис, имевшая на голове пару рогов, изогнутых наподобие бараньих. В начале XIX века во французском монастыре Сен-Жюстин жил рогатый монах.Люди с небольшими рожками на голове живут сегодня и в нашей стране.
Кстати, ситуация с этим феноменом аналогична ситуации с камнями Ики. Имеются археологические находки и исторические свидетельства, экспонаты в музее можно увидеть своими глазами. Но официальная наука просто не обращает на это внимание, игнорируя данные факты в принципе. Средства массовой информации каждый месяц сообщают всему миру об очередной археологической сенсации – находке какой-нибудь новой мумии, раскопках очередного храма или найденном затонувшем корабле античной эпохи. Да, это сенсации, о которых должен знать каждый. А вот о рогатых людях, русалках или сосуществовании человека и динозавра знать не положено. Это все – глупости, поскольку академические ученые этих фактов не признают. Соответственно, их и не существует, а если вдруг что-то такое появилось, значит, вывод может быть только один – фальсификация.
В собрании доктора Кабреры присутствует небольшая серия камней, на которых изображены существа, которых можно было бы отнести к категории сказочных. Один из наиболее часто встречаемых персонажей – птица с человеческой головой (Фото 124). Здесь следует отметить, что в древнем искусстве андского региона был чрезвычайно распространен так называемый «птицечеловек». Его изображения встречаются на керамике, тканях, в скульптуре многих высокоразвитых культур Перу – чиму, мочика, тиауанако. Присутствует он и в искусстве острова Пасхи. Исследователи считают его одним из ведущих персонажей мифологических представлений этих народов, хотя его природа не установлена. Но применительно к камням Ики речь не идет о «птицечеловеке», т.е. человеке с птичьей головой и крыльями. Наоборот, здесь мы видим именно птицу с человеческой головой. И удивительно то, что для нас это совершенно знакомый образ. Именно так в славянских и византийских легендах описывалась чудесная птица Сирин (другая ее разновидность – Алконост), обладавшая чудесным голосом. В греческой мифологии ей соответствовали сирены. Хотя сам образ сирены гораздо древнее, ее изображения можно встретить уже на шумерских печатях, датируемых III- им тыс. до н.э. Характерно также то, что в русском изобразительном искусстве непременным атрибутом Сирина являлась царская корона, украшавшая ее голову. Множество изображений сирен также имеет головной убор. На камнях Ики этот персонаж всегда изображался в великолепном головном уборе. Т.е. Здесь налицо прямая аналогия. Вот только пространственно-временной разрыв между древним населением Европы, Ближнего Востока и Перу не способствует проведению столь прямых аналогий. Но это с точки зрения официальной исторической науки. Я же в данном случае только фиксирую факты. Интересен также следующий факт: на многих изображениях этого существа в его головной убор включен символ головы динозавра, о котором упоминалось выше. Чем может быть обусловлено включение именно этого типичного для иконографии камней Ики символа?
К вопросу о «фальсификаторах». Если считать комплекс камней Ики современной подделкой, придется допустить, что малограмотные перуанские крестьяне в середине прошлого века не только были знакомы с восточноевропейской мифологией, но и не побоялись использовать ее персонажи в своих «подделках», выдавая их за древнеперуанские. Не слишком ли смелый полет фантазии для деревенских мистификаторов?
Однако, в отношении именно этого персонажа более обоснованным мне представляется сравнение данного образа с символическим представлением человеческой души в искусстве Древнего Египта. Именно птица с человеческой головой являлась каноническим изображением души («ба») на многих памятниках этой цивилизации. В пользу такого толкования может свидетельствовать и то, что на камнях Ики этот персонаж изображался отдельно, а не в рамках какой-либо композиции. Как правило, его сопровождало изображение одного из важных символов – «листа жизни», змеи или рыбы (Рис. 10). При такой трактовке остается все тот же вопрос – о совпадении символов в изобразительных канонах и мировоззрении столь разных и разнесенных во времени и пространстве цивилизациях.
В связи с этим уместно будет отметить еще один персонаж, имеющий прямые аналогии в искусстве Старого Света. В собрании доктора Кабреры есть значительное число камней с отдельным изображением существа, имеющего змеевидное тело, странную голову, две лапы и крылья (Фото 125). Практически также в средневековом западноевропейском искусстве изображался дракон, в отличие от китайского и ближневосточного канона, где дракон имел, как правило, четыре лапы. В Европе, например, среди барельефов на порталах Собора Парижской Богоматери можно обнаружить изображения дракона (или гаргульи), совершенно идентичного тем, что имеются на камнях Ики (Фото 126).
Многочисленные изображения драконов встречаются в Перу на полихромной керамике культуры мочика. Однако, они изображены иначе: с четырьмя лапами, спиной покрытой треугольными пластинами и, главное, без крыльев. Т.е. здесь речь следует вести об ином изобразительном образе (ином персонаже). Эти изображения гораздо более напоминают стилизованных динозавров, а не собственно мифических драконов.
А вот полный аналог дракона, изображенного на камнях Ики, можно встретить за тысячу километров от Перу, в Мексике. Речь идет о коллекции керамических статуэток из Акамбаро (подробнее о ней будет рассказано ниже), которую официальная наука также отказывается признавать подлинной. Статуэтка дракона из Акамбаро полностью соответствует рисункам на камнях Ики, даже хвост дракона имеет на конце аналогичное треугольное уплощение (Фото 127).
Кстати, в коллекции доктора Кабреры есть несколько камней с изображением загадочного животного, которое также можно было бы интерпретировать как дракона. Но дракона уже другого вида. Больше всего он напоминает тип зауроподового динозавра с парой рогов на голове, который часто встречается в комплексе камней Ики. Но на спине у этого ящера изображено крыло, правда, весьма схематично. А из пасти животного выходят линии, в которых вполне можно увидеть огненное дыхание дракона.
В рамках этой книги я не буду анализировать столь многоплановую проблему, как наличие прямых аналогий в искусстве разнесенных во времени и пространстве древних цивилизаций. Это тема для самостоятельного полномасштабного исследования. Но обратить особое внимание на наличие столь интригующих фактов я счел необходимым.

К моему глубокому сожалению, обстоятельства посещений музея доктора Кабреры сложились не самым благоприятным образом. И у нас не было возможности ознакомиться со второй частью его собрания. Дело в том, что музей Ики, в котором выставлены гравированные камни, это лишь часть коллекции, собранной Хавьером Кабрерой. Часть самая большая и наиболее известная. Вторая же часть собрания, состоящая, прежде всего, из керамических изделий, а также деревянных предметов, расположена во внутренних комнатах особняка Кабреры. И эту часть удавалось увидеть очень немногим. По какой-то причине сам доктор Кабрера хранил ее отдельно и, более того, практически скрывал ее существование.
Во время второго посещения музея я задал прямой вопрос пожилой хранительнице коллекции об этой второй части собрания доктора Кабреры. Ответ был очень уклончивый: она, мол, сейчас не доступна. По неподтвержденной информации, такая ситуация связана с распределением наследства среди детей Кабреры и сопутствующими имущественными разногласиями. Часть особняка с основной коллекцией гравированных камней попала в руки его дочери Евгении, тогда как другая, внутренняя, часть дома с коллекцией керамических изделий оказалась в руках одного из сыновей (или внуков).
Эрих фон Дэникен, неоднократно посещавший доктора Кабреру, кратко описал эту часть коллекции в своей книге «Знаки, обращенные в вечность». Любопытно, что Кабрера показал ему свою «потайную кладовую» далеко не в первую их встречу, а только после того, как между ними установились доверительные дружеские отношения. По словам фон Дэникена, эта часть собрания содержит около 2 500 изделий из керамики и дерева. Общий набор сюжетов в целом повторяет то, что изображено на камнях Ики. Здесь имеются фигуры динозавров и вымерших млекопитающих, скульптурные композиции на медицинскую и астрономическую тематику и т.д. Самыми многочисленными являются изображения людей, среди которых много жанровых композиций.
Техника исполнения скульптур достаточно простая, фигурки сделаны из необожженной глины. Причем, в коллекции керамики также можно достаточно уверенно отметить тот факт, что скульптуры сделаны разными художниками. Различаются как манера исполнения, так и уровень качества. Скульптуры, как и камни, имеют различную величину. От небольших, в несколько сантиметров фигурок до миниатюрных статуй, высотой около 80 см. Техника изготовления скульптур также разная. Одни антропоморфные фигуры имеют вылепленные черты лица, другие же сделаны в иной манере: голова человека скульптурно не проработана, а черты лица и волосы (или головной убор) выполнены в технике гравировки по глине. Судя по портретным характеристикам человеческих фигурок, можно предположить, что в этой части собрания Кабреры изображены различные расовые типы человека.
В скульптуре также присутствует характерный символ иконографии камней Ики – «лист жизни». Его можно обнаружить на головных уборах различных человеческих фигурок, а также в жанровых сценах, изображающих медицинские операции, или в сценах с динозаврами. Сюжеты аналогичны изображенным на камнях: человек либо охотится на динозавра, либо использует древнего ящера в качестве домашнего животного. Типичны статуэтки, изображающие человека верхом на динозавре семейства зауроподовых или на трицератопсе. Всадник, как правило, держит в руках какую-то палку, служащую для управления животным. У всех фигурок динозавров по телу нанесена гравировка, изображающая рисунок на шкуре. Орнамент аналогичен тому, который можно увидеть в изображениях древних рептилий на гравированных камнях. Примечательно также, что среди керамических скульптур встречаются фигурки плезиозавров, изображения которых практически отсутствуют в каменной части коллекции Кабреры. Имеется также целый ряд скульптур, изображающих яйца динозавров, иногда с вылезающими из них новорожденными маленькими ящерами (Фото 128).