Тайны «Велесовой книги»

Рубрика: Статьи

Откуда пришли норманы?

 

(Продолжение интервью с Николаем Слатиным)

История Древней Руси ещё таит немало загадок. Об одной из них — происхождении князя Рюрика, наш корреспондент беседует с учёным из Омска Николаем Слатиным.

— Николай Владимирович, давайте сначала напомним читателям, что из себя представляет «норманская теория» происхождения России, как государства? Почему «норманская»?

— «Норманской» она называется потому, что принято считать, что князь Рюрик был не только варягом, но и норманом, т.е. скандинавом, викингом и, что русская государственность началась с норманского конунга, который её и принёс на Русь. Даже имя «Русы» пытаются производить от иноязычных слов.

Но Рюрик, как я считаю, не был ни германцем, ни норманом, ни скандинавом. И русской государственности, как и русской культуре и русскому праву, нечего было заимствовать у, как это представляют, просвещённой Европы.

Эту гипотезу широко рассматривает в своей книге «Русь, откуда ты?» Сергей Лесной (Парамонов) и вскрывает её полную несостоятельность.

— На каких же фактах основывались «норманисты»?

— В частности, норманисты[6] пытались доказать, что была-де некая «немецкая Русь». Но во всей западноевропейской литературе нет упоминания о «немецкой (германской) Руси» ни до Рюрика, ни после.

Если даже, предположим, что какие-то хроники и оказались потерянными, то за все смутные времена на Руси — а их было немало — ни разу никакой представитель предполагаемой «германской Руси» не предъявлял своих прав на власть в Руси.

Единственный западный источник, сохранивший память о древних сношениях с Русью, — скандинавские саги, но и в них (хотя варяги и викинги где только не побывали) нет ни малейшего упоминания о какой-либо «германской Руси».

Более того, в них нет ни слова о руководящей роли варягов на Руси. Везде они представлены, как простые наёмники, живущие на жалованье нанявших их. В сагах, где нередки элементы настоящей сказочности, можно было бы ожидать некоторого самовозвеличения варягов. Но и этого в них нет.

Арабские и персидские писатели, побывавшие в Хазарии и на Руси, не упоминают ни о мнимых варяжских князьях, управлявших-де Русью, ни о предполагаемых скандинавских торговцах на «пути из Варяг в Греки», — наоборот, один из них, Хордадбег (в 40-х годах IX в., т.е. до Рюрика) пишет: «Что же касается купцов Руси, а они принадлежат к Славянам...»

Вся внутренняя торговля в Восточной Европе осуществлялась самими восточнославянскими племенами. И лишь на границах Руси они могли торговать с иностранными купцами.

Арабы знали только Русов (Киевской Руси) и Славян (граждан Великого Новгорода — Новгородской республики, которые называли себя «Словене»). Государство Словен арабы называли «Славония».

Таким образом они знали представителей двух славянских государств, поэтому наблюдается небольшая путаница: то у одних арабских писателей Русы включают в своё число Словен, то у других наоборот.

Это объясняется тем, что этнически это был один народ (хотя и из многих племён), но политически — два.

То, что арабские путешественники рассказывают о Русах, совершенно отличается от обычаев германских племён. Кроме того, не существовало такого товара, который мог бы окупиться на многотысячевёрстном пути «из Варяг в Греки».

И Византия познакомилась с настоящими варягами-германцами лишь позже, через посредство Руси, через которую они ехали наниматься на службу.

— «Варягами-германцами»? А что, ещё какие-то были?

— Как раз именно варяги-Русь.

— А что говорится об этом в западноевропейских источниках?

— Именно там есть сведения о существовании на Западе славянского племени Русь. Там эта Русь существовала до 1168 года, когда она была окончательно покорена германцами, исчезла и была забыта историей.

— А откуда пошло само имя — «русские»?

— Следует прежде всего отметить, что в слове «Рус/Русы, Русич/Русичи», употребляемом, как имя древних Русских, никогда не было (и не могло ни произноситься, ни писаться) два «с», как это как бы традиционно зачастую пишут. И по какой причине?

Слово «рус» являлось прежде всего прилагательным, означая «русый», «светлый», что имеет санскритскую параллель в корне ruks-/ ruc-/ гиз-; последняя форма произносится, как «рущь» или «русь», а значит точно так же «светлый», «ясный», «белый».

Так что «Русы» — «светлые» как по-русски, так и по-древнерусски, так и по-санскритски! И «с» тут одно.

В слове же «русский» — корень рус- и суффикс -ск-, что даёт два «с». Само слово «русский» является прилагательным, со смыслом «относящийся к Русам».

Собирательно, по названию народа, и страна называется Русью. Название же «Россия» — греческое и появляется в русских документах лишь с XV в.; а в Петровскую эпоху и Русов, русских людей, также на западный манер, стали именовать «россами».

Это не по-русски. Наше же название — Русы, Русичи, Русские, Русь. И когда кто спрашивал: откуду есте — отвечали: од Русе).

— А что можно сказать о варягах и главном из них — Рюрике?

— До призвания Рюрика в Новгород там в течение 9 поколений (т.е. на протяжении почти 300 лет) существовала династия князей. Разумеется, и до этой династии кто-то княжил.

Прадед Рюрика, новгородский князь Буривой, безуспешно воевал с находниками-варягами и вынужден был отойти в свои окраинные владения.

Новгородцы варягов, обложивших тех данью, терпели недолго и, попросив у Буривоя его сына Гостомысла (видимо, когда тот возмужал) — деда Рюрика, подняли восстание и варягов прогнали.

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли, не оставив мужского наследника. Сын старшей дочери Гостомысла был мужам новгородским неугоден (видимо, она была выдана за князя-иностранца, что и в то время зачастую случалось).

Тогда, после долгих обсуждений и споров, решили послать «к варягам, к Руси». Послы отправились на крайний запад Балтийского поморья.

Всё Балтийское поморье (как и большая часть Западной Европы) тогда было населено славянскими племенами, но жили там и германские племена, и из тех, и из других и формировались варяги — наёмные воины, а также разбойники.

То есть, слово «варяг» не есть название какого-то народа, а название профессии — от «вара» — «охрана», «стража». Кстати, В.И. Даль в своём знаменитом словаре упоминает глагол «варять» — «охранять».

Рюрик был сыном другой дочери Гостомысла — Умилы, которая была выдана за бодричского князя Годослава (Годлава).

Западнославянское племя бодричей в Европе называли ещё ободритами (или «ободричами», — имя, происходящее от словосочетания «об Одре», те. «живущие по Одре»).

По-славянски «Рюрик» («Рорик», «Ререк», «Ререг», «Рарог») означает «сокол». В чешском языке до сих пор сохранилось это слово. В скандинавском произношении это имя звучит «Рюрик», а также «Рёрих» (Roerich).

В «Житии Оттона Бамбергского» (христианизировавшего поморских славян) говорится, что во времена Оттона (начало XII в.) племя Ругов германцы называли также Рутенами, т.е. Русинами, а страну их Рутенией, т.е. Русинией — Русью.

Вот в эту-то Западную Русь (у варягов) и отправились послы от Града Нова — из Новгорода..

К началу XVI (!) века относится документ об экзамене, которому был подвергнут Франциск Скорина, по-нынешнему белорус. В этом документе, написанном по-латински, он назван Ruthenus — Рутен, т.е. Русин. В своих писаниях он называл соотечественников «братья Русь».

В Мекленбурге, в тех местах, откуда Рюрик родом, среди онемеченного и христианизированного чуть не тысячу лет назад населения в середине XIX в. ещё бытовала и была записана Ксаверием Мармье легенда о призвании на Русь трёх сыновей князя Бодричей («Ободричей» или «Ободритов») Годлава (Годослава).

Таким образом, о призвании варягов помнили не только на востоке, но и на западе — нынешние «немцы» — и теперь определённо ясно, что Рюрик не был невесть какого роду-племени приблудным варягом, а по отцу и по матери славянского, княжеского рода (в мекленбургской легенде называется и его дед по отцу — князь Витислав), законный наследник умершего к тому времени его родного деда по матери, новгородского князя Гостомысла.

Князь в ту пору зачастую был ещё выборным — его выбирали или приглашали.

В задачи князя входили безопасность и оборона вверяемого ему племени; в мирное же время он выполнял и обязанности судьи, для чего он должен был знать обычаи народа, где княжил.

Таким образом понятно, что чужеродного пригласить на княжение просто не могли.

— И всё же, варяги свою роль в истории России сыграли. Взять хотя бы название знаменитого крейсера...

— Роль варягов была в истории Руси совсем другая, нежели продолжают представлять.

Их приглашали как для охраны купеческих караванов, так и как военную силу — и не только на Русь; поскольку это была их работа, по окончании оговоренного срока они возвращались туда, откуда пришли.

Беседу вёл Игорь Ядыкин,

Редактор отдела спецпроектов газеты «Красная звезда».
«Красная звезда», 5 янв. 2002 г.

«Советник» — путеводитель по хорошим книгам.

[6] Справка. Немецкое Normann; по-древненорвежски Nordhmandhr, по-английски Norman — буквально «северный человек», «человек с севера» — народ скандинавского происхождения, завоевавший северную Францию в Х в. н.э., по имени которого (нормандцы) эта часть Франции называется Нормандией (Normandy); последующее завоевание ими Англии называется Нормандским завоеванием. Как видим, два «н» пишется только в немецком, хотя именно немцы никакого отношения ни к древним норвежцам, ни к нормандцам не имеют. Таким образом, логичнее «норманнов» писать с одним «н», тем более, что по-русски они раньше назывались (разумеется, так и писались) «нурманами», «мурманами» и «урманами».

Страницы

 1   2