Горячая верста
— Что это всё значит?— спросил Феликс.
— Кататься едем! — объявила Настя —Эй-ей!.. Пал Палыч! Одевайтесь! Ребята нам Волгу хотят показать!..
Они прошли в номер Хуторкова. Предложение «пройтись на катере» всем понравилось, и вскоре Павел Павлович, Егор, Настя, Феликс, а с ними и почти вся Алёнкина бригада шли к автобусной остановке, а оттуда покатили на пристань. От пристани к самодельному дощатому причалу шли лесной утоптанной тропинкой. Снег в лесу лежал тонким слоем, пятна незастывших луж, бурые островки лиственного настила и ветер налетал влажный: он дул порывами, точно из-за угла, но вреда не причинял, а лишь приободрял молодых людей.
Катер стоял в небольшом затоне. Низенький дощатый сарай служил для катера укрытием от дождя и снега. Ни дверей, ни замков, ни запоров. Между тем, когда бригадир вывел катер из сарая, Егор, Настя и Павел Павлович удивились его роскошному виду. Когда же вышли на открытую воду, где ленивая волна звучно ударяла о борт, Алёнка пригласила вначале гостей, а потом всех остальных пройти в кабину. Все расселись. Бригадир, посовещавшись о чём-то с Леной, тоже нырнул в кабину. Лена прошла к водительскому месту и села к рулю. Егора и Настю это удивило, — они полагали, что поведёт катер бригадир или ещё кто-то из ребят, но уж никак не девушка.
Настя на мгновение прижалась щекой к плечу Лены, казалось, она хотела ей сказать: «А ну-ка, Ленка, покажи им, на что наше девичье племя способно!» Лена склонилась над педалью, что-то поправляя внизу. Было видно, что на катере она хозяйка, что водить катер — дело для неё обыкновенное и тут нет причин для восторгов.
Бригадир пояснил:
— Катер построила наша бригада — из сэкономленных материалов. Водить его все умеют. Сегодня — её очередь.
Он кивнул на Алёнку.
Двигатель взревел, и гости вздрогнули. Настя отшатнулась от Ленки, прижалась к Егору. А Егор и сам в первую минуту опешил — уж очень сильно и в одно мгновение взревел двигатель — взревел так, будто взорвался под катером, вздыбив фонтаном воду. И не сразу гости заметили ход катера; он заскользил по водной глади плавно, без толчков и тряски. Было только видно, как стороной по берегу побежали назад деревья. Двигатель ещё взревел, ещё раз, а потом присмирел, и сзади установился ровный и могучий гул.
Теперь гости слышали, как неведомая сила тянет их назад; и ещё они чувствовали, как длинное стреловидное тело катера поднимается над водой и скользит будто не по волнам, а по крошеву стекла, и стеклянные крупинки с силой ударяются о борт. Лес по берегу теперь не бежал, а тянулся сплошной синей полосой; блестевшая в солнечных лучах Волга будто вздыбилась и, казалось, вот-вот накроет гигантским шлейфом ничтожный катерок.
— Смотри на спидометр! — услышал Егор над ухом. Повернулся. Феликс кивал головой на приборную доску.
— Спидометр — видишь?
Егор посмотрел на дрожащую стрелку большого круглого прибора и не сразу различил цифру, над которой трепетно билась красная, как язычок огня, стрелка: 100! Да, да, — сто километров! Взглянул на Алёнку в профиль и подумал: «Ну, девка! А ведь с виду — так себе, ничего особенного». И потом, продолжая глядеть на Алёнку, думал: «И эта, как Настя, — высоко летает».
— Егор, смотри, лес какой!— крикнула на ухо Лаптеву Настя. И спряталась от ветра за его могучую спину. — Красота-то какая!.. А?.. Егор!..
Катер выносился за глубоко вдавшийся в Волгу крутояр, и за ним открывалась ровная, как стрела, широченная лента реки. По правую сторону на высоком берегу дружной ватагой сбегали к берегу нарядные домики села.
Алёнка сбавила ход, повернулась к Насте:
— Видишь село? Светлогорье. Село капитанов!..
Когда поравнялись с селом, на берегу, на взгорье, как курочки на нашесте, сидели на лавочке люди в морской форме. Один из них встал и помахал рукой. Алёнка включила сирену, и вся её бригада встала, подняв в приветствии руки. И речники встали, подняли фуражки над головой. И так стояли, пока катер не ушёл от них на почтительное расстояние.
— Вы их знаете? — спросила Настя.
— Нет, — покачала головой Аленка. — Это старые капитаны, те, что не плавают, а уж на покое. Светлогорье — село капитанов. Речная профессия у них из рода в род переходит. И днём ли идёт пароход мимо села, ночью ли — загудит протяжно. Традиция!..
Настю взволновал рассказ Алёнки; она долго смотрела в ту сторону, где сидели на лавочках старые капитаны. И представилось ей, как идут и идут мимо Светлогорья пароходы. И как протяжно и торжественно ревут сирены, гудки. А капитаны стоят на берегу, и волжский ветер нежно шевелит их седые волосы.
Прошла их молодость! Уходят в синюю даль пароходы.
Справа у крутого берега показался небольшой причал. Лена сбавила ход. И когда катер пришвартовался, ребята, подхватив провизию и посуду, устремились вверх на крутой берег.
— Мы здесь иногда бываем, — как бы извиняясь перед гостями и предлагая им идти за бригадиром, сказала Лена.
Поднялись на вершину обрыва, посмотрели вокруг. День был тихий, светлый. По синему зимнему небу, точно чайки, летели белые облака.
— Вон там деревушка, — вон, вон, между двумя холмиками, — показала Лена на тот берег — Говорят, здесь рисовал Саврасов картину «Грачи прилетели».
В лесу на взгорке белели стены домов. У крайнего дома — три дерева. Чёрные ветви контрастно рисовались на фоне неба. И вспомнилась картина — такие же деревья и голые ветви...
Из леса донеслись крики:
— Ребята!.. Несите сушняк. Костёр разводить будем!..
Разбрелись по лесу. Феликс взял за руку Настю, потянул за собой. И в один миг в душе Егора похолодало. Он делал все машинально и всё дальше уходил от того места, где остановились ребята.
Лес неожиданно кончился, Егор снова увидел Волгу, синюю даль лесов на той стороне! У сосны заметил человека. То был Феликс. Егор повернулся и пошёл было в лес, но Феликс его окликнул. Подошёл к Бродову, спросил:
— Чего тебе надо?
Долго смотрели друг другу в глаза.
— Ходишь, как тень, по следам. Противно! — наконец проговорил Феликс. Тонкие губы его дрожали, ноздри побелели и вздувались, точно ему не хватало воздуха.
— Я... как тень?— не понял Егор.
И надвинулся на Феликса. Тот отступил к обрыву, отклонился, словно ожидал удара. Егор схватил его за «молнию» куртки. Схватил одной рукой, но сила его была так велика, что нейлоновая куртка затрещала и в нескольких местах лопнула.
— Ты лучше скажи, для кого «Молнию» писал? И стан оболгал. И меня?.. Ну-у!..
Феликс приоткрыл рот, но ничего не сказал. В глазах его поселился страх, один только страх. Будь он человеком смелым, волевым, он бы оттолкнул Егора — ведь силы и у него хватало, но Феликс имел вид растерянный и жалкий.
Но Егор сдержался; не ударил Феликса.
— Подлец! — процедил Лаптев сквозь зубы. — Руки об тебя не хочу пачкать! Но знай: я тебя презираю, как только человек может презирать человека. И Настя тут не при чём. Знай это!..
Егор отпустил Феликса, и тот, почувствовав свободу, отступил назад. Он сделал несколько широких шагов к обрыву, и... сорвался, полетел вниз. И в тот же момент Лаптев услышал женский крик:
— Егор!.. Что ты наделал!..
Не сразу понял, что кричала Настя. Повернулся: она бежит к обрыву, на ходу кричит Егору:
— Спасай его!.. Он разобьется!..
— Нет уж... — ухмыльнулся Егор. — Он тебе нужен, ты его и спасай.
Настя метнулась к обрыву, спрыгнула вслед за Феликсом. Егор подумал: «Значит, там не так круто, если и она... за ним».
Подошел к костру, положил свою стопку дров рядом, привалился спиной к дереву. Стоял, смотрел, как огонь одну за другой пожирает потрескивающие ветки сухих деревьев. Он не знает, сколько прошло времени, ему казалось, очень мало — как вдруг у костра появились Феликс и Настя. Правая пола куртки у Феликса была испачкана в глине, на щеке ссадина.
Настя, потеснив Егора у ствола сосны, тоже привалилась спиной к дереву, и так, чтобы никто из хлопотавших у костра её не услышал, проговорила:
— Ты с ума сошёл! Егор и бровью не повёл в её сторону. В голосе Насти он не уловил дружеского участия. Тревогу Насти за судьбу Феликса он расценил как проявление любви к нему.
Сомнений на этот счёт не оставалось.
Пообедав у костра, продолжили прогулку по Волге...
4
У подъезда гостиницы Феликс задержал Настю. И хотя она выказывала явное нетерпение, просил побыть с ним ещё минуту. Егор, проходя мимо, сделал вид, что считает их уединение естественным.
Феликс, оставшись наедине с Настей, виновато и как бы извиняясь, сказал:
— Ну, дикарь твой Егор! Я говорил тебе, от него надо держаться подальше.
— Во-первых, ты мне этого не говорил; во-вторых, он такой же мой, как и твой. Она сейчас говорила искренне, потому что была недовольна Егором. Его поступок она тоже считала диким. Так, в конце концов, не поступают. Сбросить человека с обрыва!.. На такое надо решиться!..
— За что он... тебя?— спросила Настя.
— А поди-ка узнай у такого идиота! — нажимал на одну и ту же педаль Феликс, — Может, вы с ним!.. Щуры-муры крутите?.. Так из-за ревности. Чёрт его знает! Он объяснять не станет, предисловий не любит. Медведь и тот добрее.
— Ты, Феликс... вот что... Насчёт шуры-муры брось. Не будь пошляком. А вообще-то... — Она задумчиво посмотрела на окно Егорова номера. — Я его отказываюсь понимать. Впрочем... — Настя махнула рукой, пристально посмотрела в глаза Феликса. — Кто знает, какая кошка между вами пробежала...
Тем временем Егор закрылся в своём номере, лёг в постель. Но заснуть не мог. Да и не пытался. Надо было ему осмыслить своё положение, принять какое-то решение. О будущих концертах и о своей артистической карьере, начавшейся так неожиданно, Егор не думал. Бессмысленными, ненужными казались ему сейчас любые жизненные предприятия и затеи.
Казалось ему, что только сегодня, только сейчас осознал он: без Насти нет жизни!.. И какие бы события не совершались в его личной судьбе и даже в целом мире, они не будут иметь для него никакого смысла, если Настя не будет с ним рядом. Настя отняла у него интерес к людям и саму возможность полюбить кого-либо другого. И сейчас, лёжа на койке и в полумраке разглядывая незатейливую люстру на потолке, он снова и снова возвращался к этому открытию, и оно его поражало всё глубже и угнетало.
«Вот встретилась мне Елена Прекрасная, — думал Егор. — И в самом деле, она прекрасна. В ней всё — романтика, красота, порыв. Как она сидела за рулём!.. Катер, словно подхваченный вихрем, летел по волнам... Не девушка — мечта!.. А сердце не задела». Егор восхищался ею, а смотрел на Настю, он во всём видел недюжинный характер Лены, а думал только о ней, о Насте.
Потом ему пришла в голову кем-то обронённая фраза: «Умей не любить того, кто не любит тебя».
Егор посмеялся над этой фразой. Подобная мысль могла прийти в голову слабого человека. Он себя таковым не считал. Егор был уверен: случись какое испытание в жизни, он выдержит. Любое испытание! Лишь бы оно оказалось под силу человеческому организму.
— Но при чём тут характер? Силы?.. — тут же спрашивал себя Егор. — Она любит другого и не может от него отказаться. К тому же и симпатий-то обыкновенных ты у неё завоевать не сумел.
«Вот если певцом станешь», — озарила мысль. Но тут же явился вопрос: «Сумеешь ли стать хорошим певцом?..»
«Лучше быть хорошим рабочим, чем плохим певцом», — вспомнил он нарекание отца. Егор глубоко вздохнул и поднялся с кровати. Распахнул окно. В грудь, в лицо хлынула волна холодного воздуха, — внизу, вдалеке за посёлком шумела стройка. Из-за крыш домов посёлка строителей, увитые, словно лентами, предупредительными огнями, виднелись контуры строящейся электростанции. Там натужно стонали двигатели автомобилей, лязгали гусеницы тракторов, экскаваторов и то возникали, то пропадали шумы какого-то неясного странного происхождения.
По улице, залитой светом ночных фонарей, склонившись друг к другу, шла пара. «Они», — подумал Егор и с силой закрыл окно. «А может, не они? Ты же не узнал их, не разглядел».
Сон не приходил.
5
Настя ждала, что Егор заговорит с ней, уведёт от Феликса. Она и задерживалась у дверей гостиницы, думая, что Егор остановится. Но он прошёл мимо, как проходят мимо людей незнакомых, ничем не примечательных, ненужных. И даже не взглянул в её сторону, не пожелал доброй ночи. И когда Павел Павлович, а вслед за ним Егор скрылись за стеклянной дверью гостиницы, Насте сделалось страшно.
«Нет, нет, — стучало у нее в голове, — он меня не любит!.. И у меня нет никаких надежд. Никаких!» Она ощутила пустоту, будто земля из-под ног уплыла. И небо стало не небо, а... пустота. И стена гостиницы отдалилась, растаяла в сумраке вечера. И Феликс не Феликс. Он что-то ей говорит, но что?.. Зачем?.. Трогает её за локоть — зачем?.. Что ему нужно? И вообще: зачем он здесь?..
Будь Настя одна, она бы зажмурила глаза и убежала. Куда?.. Всё равно куда. Бежала бы до тех пор, пока несли бы ноги. И там... за городом упала бы на землю и заплакала. Но бежать ей нельзя — рядом Феликс. Он что-то спрашивает.
— Ну согласись же, наконец! Этот кретин просто опасен. Сегодня он меня с обрыва, завтра тебя с пятого этажа. Что ты молчишь? Ты спишь?
— Нет, Феликс, я не сплю. Я думаю.
— О чём?
— Об Алёнке, о том, как она любит бригадира.
— Какая любовь?
— Ты видел, как она летит со своим катером?.. Как птица летит!..
— При чём тут Алёнка и её любовь?.. У катера реактивный двигатель — в этом вся штука!
— Нет, Феликс. Алёнка любит бригадира.
Настя придумала легенду о любви Алёнки и бригадира и сама поверила в эту легенду. Ей надо было что-то говорить, и она говорила. Она говорила о своём, болевшем у неё внутри, говорила для того, чтобы возвратить себя к жизни и обрести силы. Минуту назад она с трепетом и страхом ждала одного только взгляда Егора, его знака, — он хотя и совершил ужасное, но не был ей страшен. И именно в эту минуту она решила окончательно, что любит Егора, она ощутила в себе любовь, почувствовала, почти увидела, как у неё вырастают крылья.
Она готова была полететь за ним, полететь, как Алёнка на своём катере, но Егор прошёл мимо. И Настя сникла. В ней осталась одна тревога, тревога за себя, своё будущее, за то, что Егор странный и непонятный парень. Прав Феликс: сегодня он его с обрыва, а завтра... Кто знает, что он натворит завтра?..
— Слышал я, скоро заводская конференция комсомола? Опять автоматиков будете молотить?
— А ты бы тоже выступил. Как-никак технолог на стане.
— Я беспартийный большевик, элемент, можно сказать, несознательный.
— Почему? А бюро?.. Мы же тебя избрали членом бюро.
— Был членом да весь вышел. На днях мне исполнилось двадцать восемь, — так сказать, по естественной причине выбыл из рядов... Теперь осталось как в стихах... «Задрав штаны, бежать за комсомолом». Сами уж вы, без меня как-нибудь.
Эти последние слова Феликса привели Настю в чувство. Вспомнила она кругленького нагловатого Папа, Вадима Михайловича — и то, как они подносили подарок деду, как затем вели за столом неспешную беседу; поняла тревогу Феликса за карьеру брата, за своё собственное будущее. И сразу он в её глазах упал, сделался маленьким, жалким. Она смерила его с ног до головы презрительным взглядом.
— Феликс! — сказала Настя, трогая его за рукав. — А ведь ты и есть тот самый груз, который висит у нас на ногах и мешает идти вперёд.
Феликс хотел возразить Насте, но не нашёлся. Решил дослушать её до конца и затем обратить всё в шутку. «Сговорились они, что ли?» — вспомнил он откровения старого музыканта. И тут ему пришла догадка: Хуторков и ей наговорил на него. Внезапное открытие это бросило его в жар. Как-то неестественно осклабился, заговорил: — Знаем, чьи речи наизнанку лицуешь — старый музыкант напевает их тебе.
Засмеялся. А Настя ответила:
— Вот уж не думала: Феликс Бродов, стиль и модерн, законодатель мод, и вдруг — пережиток. Ты говоришь: Хуторков?.. Нет, старый музыкант многое видит, но до такого открытия он ещё не дошёл. И Егор Лаптев тебя не знает. И никто в цехе. В этом сложность явления, и — если хочешь — тут ваша сила. Такие, как ты, хорошо замаскированы. Вас простому, невооружённому взгляду не увидеть. Всем вы недовольны, всех вы обвиняете, а для того только всё это делаете, чтобы от себя вину отвести. А Хуторков тут не при чём. Ты его не любишь — и это ещё раз подтверждает верность моих суждений о тебе. Плохие люди о хороших добрые слова не говорят.
Настя повернулась и ушла. Ушла, не простившись, не взглянув на Феликса. Феликс её не удерживал. Он не заметил, как пошёл мокрый снег, как дежурный вахтёр, погасив свет в вестибюле, подошёл к двери и запер её изнутри. Он стоял ссутулившись, опустив низко голову, и напоминал человека, которого все покинули и забыли.
Феликс старался ни о чём не думать, но думы помимо воли его и желания всё лезли и лезли в голову, — думы невесёлые, безнадёжные.
Настя легко отлетела от сердца — как только обнажила свою сущность, свою неприязнь к нему, — так и стала чужой, ненужной. Его не влечёт карьера учёного, академик Фомин ему не понадобится. И хорошо, что Настя перед ним раскрылась, он знает теперь, какие они разные и чужие. Всё это хорошо, хорошо... Но почему так ноет и болит сердце!.. Может, Настя незаслуженно оскорбила?.. Или сказала такое, что явилось открытием и неприятно поразило?.. Нет, нет и нет!.. Настины слова, как горох — стучали об стену и отлетали.
Экая новость! — себялюбец! Как яблоко недалеко падает от яблони, так Настя насквозь заражена идеями деда о служении какому-то долгу. Она демагог и фразёрка. И пусть катится подальше! Нет, Пап, ты не прав! Чёрт с ней, с внучкой академика. Такую можно обольстить, провести с ней ночку, — я однажды был близок к этому! — но жить с ней долгие годы и слушать дурацкие речи?.. — Уволь! Не желаю!..
Другое скверно: рушатся планы, навеянные отцом! Сегодня оттолкнула Настя, завтра плюнет на нашу затею Егор. Говорит же этот старый олух Хуторков: знай своё место и терпи. А я жить хочу, а не терпеть. Не повиноваться, а повелевать. Егор не учён, ничего не смыслит в технике, — и пусть повинуется. А что слепая природа снабдила его лужёной глоткой, так и в этом его заслуги нет, И Хуторков должен повиноваться, потому как сам он, без поводыря, пропадёт. И не сжалься над ним мой отец, лежать бы ему под забором...
Расправившись с Егором и Хуторковым, Феликс вновь обращался мыслью к Насте и вновь пытался её поносить, но, к удивлению своему, замечал, что зла у него к Насте становилось меньше, и слова обидные на ум не шли.
6
Егор проснулся поздно, часу в десятом; смотрел в окно и дивился снежной белизне, покрывшей дома и деревья на улице.
Снег и вчера принимался сыпать из низких холодных туч, но держался только в лесу да по балкам; в городе он таял, мешался с грязью и если задерживался, то лишь на крышах домов да на деревьях, с которых ещё не успела опасть листва. А сегодня зима переборола осень: крепко обняла землю холодными руками.
Снег валил густо.
Лаптев вздохнул всей грудью, потянулся.
В дверь постучали. И не успел он ответить, как к нему ворвалась Настя.
— Вставай, ленивец, зима пришла!..
Подбежала, сунула под бока ему руки в холодных варежках. Егор шарахнулся к стенке, Громко вскрикнул от неожиданности и так стукнулся об стену, что живший за стенкой Павел Павлович подал голос: — Что там происходит?..
— Настя, не дури! — взмолился Егор, видя, как она поднимает шапочку и намеревается стряхнуть на него холодную влагу оттаявших снежинок. — Дай мне одеться.
— Одевайся, — сказала Настя и отвернулась к окну. И, слыша, как Егор сбросил с себя одеяло, начал одеваться, заговорила:
— Егор, ты будешь скучать без меня. Я уезжаю.
— Так скоро?
— Отгулы мои кончились, пора на работу. Вчера по радио про «Молот» говорили.
— Что же там говорили!
— А то, что на стан наш двадцать ученых приехало — молодых, комсомольцев. Автоматику отлаживают.
Выражение смеха и весёлости слетело с Настиного лица. Её щеки алели румянцем, и в глазах ещё не остыл горячечно-задорный блеск, но она уже задумчиво смотрела куда-то в угол и тихо, точно речь шла о чём-то недозволенном, говорила:
— Эх, Егор! Заварили мы с тобой кашу, а ты в кусты, в артисты подался, что я деду скажу и отцу твоему?..
Настя нарочно говорила об этом просто, словно дело это решённое и поправить ничего нельзя, а если она и говорит об этом, то только потому, что ей жалко Егора и придумать чего-нибудь для поправки дела она не может.
Она встала, подошла к Егору, положила ему на плечи руки. Смотрела в глаза — необычно смотрела.
— Ты чего? — спросил Егор, не в силах долго выдерживать её взгляда. И отвернулся, шевельнул плечами, пытаясь освободиться от Настиных рук, но она стояла возле него и неотрывно на него смотрела. Потом сказала: — Ты насовсем?..
— Что?.. Не понимаю.
— В артисты — насовсем?
— А-а-а... Не знаю. Откуда мне знать.
Егор снова отвернулся, давая понять, что разговор ему неприятен, и он не хочет его продолжать, и вообще, не знает он, чего от него хочет Настя, чего добивается.
— Ну, ладно, давай простимся. Желаю тебе бурных аплодисментов. Слышит моё сердце, что удерёшь на сцену. А жаль. Из тебя хороший бы оператор вышел. Как твой отец! Ну да ладно. Пусть тебе хорошо будет на сцене!
Она крепко, по-мужски пожала Егору руку. И вышла. И тотчас же к Егору вошел Павел Павлович. Сел в кресло. Егор повернулся к нему и, не отвечая на приветствие старого артиста, сказал:
— Павел Павлович, а на больших сценах, в больших городах я смогу выступать с сольными концертами?
— Сможешь, но я бы тебе не советовал. У тебя нет культуры пения.
— Как?..
— Очень просто. Искусству пения ты не учился, голос у тебя не поставлен — взыскательный зритель тебя не примет.
— Как это?..
— Опять — как! Да тут и удивляться нечему. Данные у тебя есть, а певца из тебя надо ещё делать. Учиться надо, Егор, учиться.
— Где?
— В консерватории. Хорошим певцом через пять лет только стать можешь. Так-то, Егор. Ну да ладно, мы об этом позже с тобой потолкуем, а сейчас давай обсудим создавшееся критическое положение: Феликс-то, наш бригадир, голову потерял. Ему, видно, Настя от ворот поворот дала. А может, с ним другая какая беда приключилась? Лежит у себя в номере в истерике.
Егор снова повернулся к окну. «Если певцом, так хорошим», вспомнил он слова отца. Отец как будто стоял здесь рядом, Егор слышал его голос: «Простых рабочих не бывает, есть рабочий плохой и есть хороший...»
И ещё он думал: «А Феликс в истерике. Странно: парень и — в истерике».
Егор вздохнул полной грудью, спросил:
— Пять лет, говорите, Павел Павлович?..
— Хорошо, если пять, а то и десять. Искусство, брат, требует от человека всей жизни. И если бы у человека было две жизни, три...
Егор вдруг чертыхнулся, точно его ужалила пчела.
— А, чёрт! — взмахнул он рукой. И кинулся к шкафу, выхватил оттуда чемодан, стал лихорадочно швырять в него вещи.
— Ты чего, Егор, чего надумал?
— А то и надумал, Павел Павлович!.. Спасибо вам за науку, за всё хорошее, — я отбываю на завод...