21. Русская культура
В странах средневековой Западной Европы влияние «варварского» востока было на лицо, вернее на голову, несмотря на тот факт, что, будучи самыми западными провинциями Славяно-Арийской империи, они самыми первыми были отколоты от неё и прикладывали серьёзные усилия, чтобы стереть память о своём происхождении. Тем не менее, её влияние оказалось столь сильным, что и века спустя европейские модницы продолжали щеголять в двурогих киках, кокошниках, скифских калафах, клобуках и тиарах.
![]() Средневековые женские головные уборы |
![]() Принцесса Беатрис, графиня Арундельская. Англия 14 в. |
![]() Анна Свидинска, 14 в. |
![]() Дама из рода Орсини, Италия 14 в. |
![]() Мария Бургундская, 15 в. |
На каринках изображены: миниатюра из французского манускрипта Утешение Философии (The Consolation of Philosophy), 1460-70 гг.; принцесса Беатрис, графиня Арундельская (Arundel Castle, West Sussex, England) 14 век. Помните Даму из Эльче с колёсами-наушниками 5 в до н.э.? Оказывается, такие штуковины носили и в Англии в 14 веке. Анна Свидинска – третья жена Карла IV, королева Богемии, Германии и императрица Священной Римской Империи, 14 в.; дама из рода Орсини, Италия 14 в.; Мария Бургундская, 15 в.
![]() Мария Тюдор, 16 в. |
![]() Портрет Анны де Лупер, 17 в. |
![]() Шведский народный свадебный костюм |
![]() Двурогая кика |
![]() Портрет женщины. Роджер ван Вайден, 1460 г. |
Мария Тюдор, королева Англии, 16 в.; портрет Анны де Лупер 1627; шведский народный свадебный костюм; двурогая кика – портрет неизвестной; портрет женщины, Роджер ван Вайден, 1460 г.
![]() Портрет женщины, Бернардино Луини, 1520 г. |
![]() Элишка Поморская, 14 в. |
![]() Портрет молодой девушки, Петрус Кристус, 1460 г. |
![]() Болгарский свадебный народный костюм. Плевен. |
![]() Королева Англии Елизавета II |
Портрет женщины, Бернардино Луини, 1520 г; Элишка Поморская, 14 в., дочь польского короля Казимира III; портрет молодой девушки, Петрус Кристус, 1460 г.; болгарский свадебный народный костюм. Плевен; королева Англии Елизавета II. Интересно, знает ли английская королева, что головной убор, который она носит, называется кокошник и заимствован у русов?
Оказывается, знает. Он раньше принадлежал английской королеве-консорту Александре Датской (1844-1925), жене Эдварда VII. Он так и называется Русский Кокошник (The Russian Kokoshnik Tiara), который был подарен ей леди Солсбери (Lady Salisbury) на годовщину её свадьбы в 1888 году от имени 365 леди. Александра пожелала, чтобы его дизайн был сделан по форме русского кокошника, в точности таким, какой был у её сестры – императрицы России Марии Фёдоровны (1847-1928) (в девичестве Мария-София-Фредерика-Дагмара), жены Александра III.
Вообще-то все дамы королевских (и не очень) кровей Европы с давних времён использовали и по сей день используют русские головные уборы, в частности кокошники, в качестве парадных головных уборов. На иллюстрациях вы видите королев разных времён и народов: королева Швеции Фредерика Баденская, прусская королева Кира, греческая королева Ольга, румынская королева Мария, сербская королева Мария, кронпринцесса прусская и германская Сесилия, королева Нидерландов Беатрикс, герцогиня Корнуольская Камилла.
![]() Румынская королева Мария |
![]() Мария, королева Сербии |
![]() Кронпринцесса прусская и германская Сесилия |
![]() Королева Нидерландов, Беатрикс |
![]() Герцогиня Корнуольская Камилла |
В России же эта традиция была прервана Петром I, который запретил боярыням использовать этот головной убор и носить русское платье. Он всерьёз был озабочен искоренением привычки носить русское платье. Указы по этому поводу издавались постоянно. Сначала это касалось только придворной знати, а затем также и чиновников и всех городских жителей. Причём устанавливался даже порядок ношения европейсеих платьев – немецкое по будням и французское – по праздникам, а чтобы «тёмный» народ в точности знал, что от него хотят, «...по градским воротам... для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью». Наблюдение за исполнением указов велось строжайшее – упрямых сторонников ношения старого платья штрафовали за неподчинение. Дальше – больше. Те, кто продолжал носить русское платье и бороды, отправлялись на каторгу с конфискацией имущества. Несмотря на это, люди продолжали следовать вековым традициям и носить удобный и привычный русский костюм, поэтому в 1704 году Пётр I издал указ о запрещении пошива и продажи платья русского покроя. Всего в период своего правления Петр издал 17 указов, в разной степени регламентировавших внешний вид подданных и правила ношения различных видов одежды
Кстати, о бородах. Борьбу с ними Пётр начал, так сказать, не успев сойти с корабля. Известно, что на первом же пиру после своего возвращения из «европ» в августе 1698 года Пётр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким боярам, которые прибыли поздравить его с благополучным прибытием на родину. Немногие знают, что это считалось тогда страшным оскорблением и глумлением, посколько на Руси всегда считалость, что «бреющие бороды подобны бреющим бороды мужеложцам», иными словами безбородое лицо – признак представителей, как сейчас говорят, мужчин нетрадиционной ориентации. Ещё в «Русской правде» Ярослава Мудрого за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф – 12 гривен – всего в три раза меньше штрафа за убийство человека. Однако всем бороды побрить не удавалось и тогда ввели штрафы. За сохранение бород купцы должны были платить по 100 рублей в год, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по 1 копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за неё.