Камни Ики – послание невозможной цивилизации

Рубрика: Статьи

Андрей Жуков

Скачать фотографии

Аннотация

 

Книга «Тайны камней Ики» посвящена описанию одного из самых парадоксальных исторических феноменов, свидетельствующих о том, насколько наши сегодняшние представления о древнейшей истории человечества могут быть ограничены и схематичны.

Латиноамериканский исследователь доктор Хавьер Кабрера из небольшого перуанского города Ика собрал в 60-70 годы прошлого века огромную коллекцию необычных древних артефактов. Это были гранитные камни с выгравированными на них изображениями. Сцены, представленные на этих камнях, раскрывали жизнь неизвестной и, если можно так выразиться, невозможной цивилизации. Это оказалась своего рода «энциклопедия» далекого прошлого человечества, датировать которую сегодня даже не представляется возможным. Сюжеты, изображенные на камнях Ики, абсолютно противоречат не только современным концепциям развития древних индейских цивилизаций Южной Америки, но и вступают в конфликт со всем комплексом представлений об эволюции человечества.

Изображения древних животных, вымерших более 300 млн. лет назад. Люди, охотящиеся на динозавров или использующие древних рептилий в качестве домашних животных. Летательные аппараты совершенно непонятного внешнего облика. Карты неизвестных континентов и карты звездного неба. Древние хирурги, которые при помощи простейших инструментов осуществляют операции по пересадке различных внутренних органов, в том числе сердца и головного мозга.

Автор книги – кандидат исторических наук и многие годы занимается изучением проблем древнейшей истории человечества. Книга написана по материалам, собранным автором во время экспедиции в Перу в 2004 и 2007 годах. Около 200 авторских фотографий, большинство из которых ранее не публиковались.

От автора

При изучении истории в школе или в институте складывается впечатление, что прошлое человечества хорошо изучено и наши представления о жизни древних людей в разных частях света не представляют особой загадки. Во всяком случае, для специалистов-историков. Уверенное поступательное развитие человеческой цивилизации на протяжении последних десяти тысяч лет наглядно демонстрируется в сотнях тысяч популярных книг и учебников. В результате в массовом сознании формируется достаточно простая по своему характеру схема эволюции человеческого общества от простого к сложному. Освоение огня и появление орудий труда, зарождение производящего хозяйства, изобретение колеса и календаря, рабовладельческий строй и эпоха великих географических открытий, промышленная революция и развитие капиталистической экономики. Вот уже и атомная бомба, и в космос полетели.

Правда, если озадачить себя простыми вопросами применительно к такой общей концепции развития человечества, сразу возникает парадоксальная ситуация: чем проще вопрос, тем труднее обнаружить попытки его решения в научной литературе. Согласно нынешним представлениям, человеческий вид существует уже несколько миллионов лет. Каждое десятилетие новые открытия антропологов постепенно удревняют этот возраст. Человек разумный, как считают ученые, появился примерно сто тысяч лет назад и только шесть – семь тысяч лет как человек вступил в эпоху цивилизации. Казалось бы простой вопрос, сразу приходящий на ум: а почему миллионы лет человек существовал в полу-животном состоянии и почему десятки тысячелетий он жил, не будучи способным сформировать основы цивилизованного общества? А потом вдруг в разных частях планеты появляются первые цивилизации. И почему эти первые цивилизации возникают уже в «готовом виде»: с развитым производящим хозяйством и многочисленными видами домашних растений, с точным календарем и сформированной системой письма и т.д.?

На самом деле такие вопросы являются простыми только в плане их постановки. Ребенок тоже часто задает такое «почему», на которое взрослый человек даже не представляет, как ответить. С другой стороны, чаще всего, это самое простое «почему?» является наиболее глобальным и трудным вопросом. Действительно, ведь основную цель человеческого познания можно было бы сформулировать вопросом «Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?». И кто с уверенностью может сказать, что ответ на этот вопрос когда-либо будет найден? Но именно поискам этого ответа, в конечном счете, и посвящена деятельность историка.

Наши знания о прошлом человечества могут существовать только в виде определенной схемы, описывающей возникновение, основные этапы и закономерности развития человеческого общества. Естественно, что по мере накопления исторических данных, одна схема сменяется другой, более полноценно объясняющей существующие факты. А также, что очень важно, более адекватно отвечающей социальным и политическим запросам общества, в рамках которого такая мировоззренческая схема функционирует.

Но при этом всегда следует помнить, что текущие представления о человеческой истории являются лишь возможной версией, оформленной в определенную схему на основе ряда концепций и теорий. Более того, история, как и любая другая наука, оперирует ограниченным набором фактов. Ни один исследователь при построении какой-либо теории не в состоянии учесть весь набор фактических данных, имеющихся в изучаемой им области науки. Это чисто физическое ограничение, которое нельзя преодолеть даже в наш век глобальных коммуникаций. Это ограничение обуславливает «врожденный порок» любой научной концепции или теории, которая всегда будет строиться на определенном ограниченном наборе фактов. И более того, такой набор фактов будет являться субъективной выборкой, осуществленной в силу возможностей и на основе научной добросовестности конкретного исследователя. Поэтому всегда следует помнить, что история, как и наука вообще, отнюдь не «истина в последней инстанции», а набор умозрительных представлений, поддерживаемых определенным кругом людей. Т.е. история носит конвенционный характер. И это еще один «врожденный порок», обуславливающий основные недостатки современного способа познания.

Полагаю, что любой исследователь согласится с очевидным общенаучным методологическим принципом: «если имеющиеся факты не укладываются в существующую теорию, такая теория должна быть пересмотрена или отвергнута». Но на деле, к сожалению, этому принципу мало кто следует. В большинстве случаев самым распространенным способом оказывается принцип, обратный обозначенному: если факты не укладываются в общепринятую теорию, они отвергаются. Т.е. на них не обращают внимания или их дискредитируют, объявляя такие факты недостоверными. В истории это имеет место сплошь и рядом, будь то новейшая история (где на первом месте стоят политические интересы) или история древняя.

Читатель, интересующийся древнейшей историей человечества, полагаю, так или иначе сталкивался с набором фактов, которые никоим образом не укладываются в общепринятую сегодня концепцию древнейшего прошлого человеческой цивилизации. В последние годы появилось большое количество публикаций, посвященных этой проблематике. Факты эти многочисленны, но при этом, довольно разрозненны. Многие археологические находки имеют единичный характер. Естественно, что и замалчивать уникальные факты проще. Но при этом имеется целый ряд свидетельств древнейшего прошлого человечества, которые носят комплексный характер, и не обращать на них внимания достаточно сложно.

К такой категории свидетельств относится коллекция гравированных камней из перуанского города Ики, собранная в 60-70 годы прошлого века доктором Хавьером Кабрерой. Действительно, сцены, изображающие охоту человека на динозавров, никоим образом не вписываются в современные представления об эволюции жизни на Земле. Наука просто не может принять к рассмотрению предположение о самой возможности сосуществования человека и динозавра. Или допустить, что в глубокой древности существовала иная развитая цивилизация, способная строить, к примеру, летательные аппараты тяжелее воздуха. Все это может относиться лишь к жанру «фэнтази» и не может быть предметом исследования «серьезной науки». А если и существуют какие-либо альтернативные факты, то удобнее не замечать их существования, либо сразу отнести к категории фальсификаций. В коллекции, собранной доктором Кабрерой на тысячах (а не на единицах) камней изображены сцены, подрывающие самые основы современной эволюционной парадигмы. И благодаря активной деятельности Хавьера Кабреры его коллекция смогла наделать достаточно шума в середине 70-х годов. Однако камни его коллекции были официально объявлены подделкой, шум быстро утих и сенсацию «задавили». Основы исторической науки потрясены не были.

Впервые о камнях Ики я узнал более тридцати лет назад, прочитав подборку статей в журнале «Наука и жизнь». В восприятии десятилетнего школьника это была одна из самых захватывающих загадок древней человеческой истории. Но дело в том, что в те годы книг даже по официальной истории древней Америки на русском языке было «раз – два, и обчелся». Что уж говорить о парадоксальных материалах. Тем не менее, такие редкие обрывки информации, проскальзывавшие в популярной советской прессе, определили характер будущих интересов автора.

Занимаясь на протяжении последних десяти лет загадками древнейшей истории человечества, я попытался собрать доступную информацию о гравированных камнях Ики. Оказалось, что даже в Интернете, не говоря уже об опубликованных в печати работах, сведений по этому вопросу крайне мало. Более того, половина найденных материалов оперировала данными середины 70-х годов, т.е. теми, которые были обнародованы в период «шумихи» вокруг этого открытия. В 2003 году я познакомился через Интернет с американским исследователем загадок древней истории Деннисом Свифтом. Он неоднократно бывал в Перу и был лично знаком с доктором Хавьером Кабрерой. Деннис и организовал наше первое посещение музея камней Ики, который после смерти Кабреры был закрыт для широкого доступа публики. Весной 2004 года, согласовав дату и маршрут, мы встретились в Лиме и отправились вдоль побережья в центр Перу. В Ике мы провели два дня. Обстоятельства не позволили нам тщательно ознакомиться с коллекцией доктора Кабреры. Впрочем, даже для поверхностного изучения музейного собрания, содержащего более десяти тысяч экспонатов, и двух месяцев было бы недостаточно. Тем не менее, нам удалось сделать более тысячи фотографий гравированных камней. В 2007 году я в составе группы отечественных исследователей второй раз посетил Перу и музей Кабреры в том числе. Нами был отснят видео материал для документального фильма «Тайны камней Ики», который вышел в свет в конце того же года. Конечно, все это нельзя назвать настоящими научными исследованиями, я на это и не претендую. Однако объем информации о камнях Ики, доступный в литературе и в Интернете, настолько ограничен, что составить по ним полноценное представление об этом культурно-историческом феномене крайне затруднительно.

Заранее хочу подчеркнуть, что в этой книге читатель не найдет красивых выверенных гипотез и обоснованных предположений. Сам материал настолько непривычен для нашего современного мировосприятия, что ставить задачу его научного осмысления пока слишком рано. И прежде всего потому, что данный материал попросту противоречит устоявшейся за последние двести лет научной парадигме. Он противоречит современной концепции эволюции жизни на Земле, вступает в конфликт со всем комплексом гуманитарных наук и может вызвать искреннее недоумение у специалистов различных отраслей знания.

Поэтому при написании данной книги я преследовал три основных цели. Во-первых, предоставить на суд читателя максимально возможное количество иллюстративного материала. К сожалению, большинство книг и публикаций, посвященных данной проблематике, страдают недостаточным количеством сопровождающих фотографий. А как гласит народная мудрость, «лучше один раз увидеть…». Во-вторых, используя всю доступную мне аргументацию, наглядно показать, что феномен камней Ики не может быть фальшивкой, «состряпанной» полуграмотными перуанскими крестьянами на продажу туристам. Как не может это быть и мистификацией, сделанной ради сенсации или для того, чтобы ввести в заблуждение «доверчивое» человечество. Камни Ики являются археологическим фактом, и именно с этой точки зрения необходимо рассматривать данный феномен. Сразу хочу оговориться, что позиция автора книги является предвзятой. Я убежден в глубокой древности камней Ики и моя главная задача – довести это убеждение до читателя. И, наконец, третья цель – на доступном материале очертить в первом приближении тот круг загадок и парадоксальных вопросов, которые возникают даже при предварительном знакомстве с комплексом камней Ики.

Город Ика расположен в прибрежной части Перу в 325 км к югу от Лимы (Рис. 1). Ика является столицей одноименного департамента, включающего в себя четыре провинции: Ика, Наска, Писко и Пальпа (или Чинча). Департамент Ика является единой областью, как в природно-географическом, так и в культурно-историческом плане. С точки зрения современной археологии, это также единая культурная область, обозначаемая как зона Центрального побережья Перу, объединенная преемственной последовательностью близких друг другу археологических культур.

Сам город Ика был заложен в 1563 году. Основателем его был конкистадор, выходец из знатного испанского рода дон Херонимо Люис де Кабрера и Толедо. Он назвал новое поселение «Вилья де Вальверде» («Поселок зеленой долины»), поскольку оно было расположено в плодородной и богатой растительностью речной долине. С самого своего появления в этой местности, испанцы начали выращивать здесь виноград, завезенный с Канарских островов. И сегодня главной отраслью местной экономики является виноградарство и виноделие. Виноградный ликер «писко» известен во всей Латинской Америке. Назван он был так по имени порта Писко, через который он и экспортируется вплоть до сегодняшнего дня.

В настоящее время население города Ика насчитывает примерно 270 тысяч человек. Помимо винодельческой промышленности и некоторых других отраслей сельского хозяйства, одной из главных статей дохода является туризм, поскольку Ика, как и другие центры прибрежных провинций Перу, расположен на Панамериканском шоссе.

Сегодня местность департамента Ика является прибрежной пустыней в несколько километров шириной, ограниченной с востока первыми, еще невысокими, отрогами Анд. Климат здесь чрезвычайно сухой, что, кстати, обусловило наличие уникальных почвенных условий, способствовавших прекрасной консервации археологических остатков в древних погребальных комплексах. Современное сельское хозяйство существует благодаря неустанной заботе местных фермеров о культивируемых землях. Хотя территория в департаменте Ика стала выжженной пустыней лишь совсем недавно – буквально в ХХ веке. До этого времени к югу от г.Ика примерно на 60 км простирались леса дерева уаранго. Это растение, родственное акации имело твердый ствол и покрытые шипами ветви. В колониальные времена этот лесной массив снабжал древесиной даже другие провинции Перу. В XIX в. его древесина использовалась для изготовления шпал на участке железной дороги Ика-Писко, в качестве топлива для паровозов, а также в угольной промышленности и на виноградниках. Это и привело к исчезновению лесов. Но в далеком прошлом здесь, по-видимому, также были обширные леса, поскольку количество прекрасно сохранившихся деревянных изделий, извлеченных из погребений древних индейских культур, насчитывает сотни тысяч.

Совсем недавно группа британских археологов под руководством Д. Бересфорда-Джонса из Кембриджского университета выдвинули гипотезу, что культура наска, процветавшая здесь в середине I-го тыс.н.э. погубила сама себя в результате массового вырубания рощ уаранго. На основе анализа образцов пыльцы, найденных в древних погребениях, ученые сделали вывод, что в последние века существования культуры наска в этом районе совсем не осталось зарослей уаранго. Все они были вырублены для расчистки земли под плантации кукурузы и хлопка. Это привело к резкому обезвоживанию земель и, как следствие, к закату культуры наска. Даже если эта гипотеза верна, исторические данные более позднего времени свидетельствуют, что лесные массивы уаранго в дальнейшем восстановились естественным путем.

Археологическое наследие этого региона настолько обильно и разнообразно, что еще сто лет назад один из основателей перуанской археологии Макс Уле назвал этот район «раем для археологов». Кстати, данный фактор, на мой взгляд, сыграл свою, пусть и не определяющую, роль во всей истории с камнями Ики.

Доктор Хавьер Кабрера Даркеа (Фото 1) родился в г.Ика в 1924 году. Вся его жизнь прошла в его родном городе. И умер он здесь же в декабре 2001 года, скончавшись после продолжительной болезни от раковой опухоли. Хавьер Кабрера являлся прямым потомком основателя г.Ики и был одним из почетных граждан города. Семья его из поколения в поколения проживала в центре города. И сейчас здесь на главной площади Пласа дель Армас расположен особняк семьи Кабрера, в котором собственно и находится собрание камней Ики (Фото 2).

Рис. 1

Рис. 1

Фото 1

Фото 1

Фото 2

Фото 2

Фото 3

Фото 3

Личность исследователя всегда играет определяющую роль в формировании его научного мировоззрения и соответствующим образом сказывается на характере его работ. Поэтому я считаю необходимо упомянуть вкратце о судьбе доктора Кабреры. После окончания средней школы в родном городе Хавьер Кабрера поступил в Национальный Университет Сан Маркос в Лиме, где он специализировался на кафедре хирургии. Получив при окончании степень профессора, Кабрера проработал четыре года в государственной клинике, после чего вернулся в Ику. Здесь в 1961 году он стал одним из основателей Национального Университета Ики, в котором возглавил кафедру хирургии. Увлекшись собиранием гравированных камней, он впоследствии вынужден был оставить кафедру. Тем не менее, доктор Кабрера длительное время, пока позволяли силы и здоровье, вел частную медицинскую практику. По словам тех, кто был с ним знаком, Хавьер Кабрера был очень увлеченным и даже эксцентричным человеком. Но именно такие люди обычно становятся настоящими первооткрывателями и выдающимися исследователями. Начиная с 1966 года, Кабрера увлекся коллекционированием камней с гравированными рисунками и посвятил им оставшиеся сорок лет своей жизни. Он был всецело поглощен собиранием и исследованием камней, потратил на это все имевшиеся у него свободные средства и, несмотря на полное неприятие со стороны официальной науки, продолжал свое дело на протяжении десятилетий. Неудивительно поэтому, что большинство людей, знавших Хавьера Кабреру, в том числе, и его друзья, считали его чудаком или даже сумасшедшим. При этом в прессе в период активной кампании, развернутой против признания подлинности коллекции Кабреры, его чуть ли не напрямую обвиняли в фальсификации или, как минимум, в легковерности и наивности. Но здесь следует отметить следующий факт: несмотря на всю предысторию, муниципальные власти в 1988 году наградили доктора Кабреру почетным титулом "Любимый сын города Ики". А в октябре 2001 года, за два месяца до смерти, Кабрера был награжден золотой медалью и еще одним титулом «Выдающийся сын города».